Постановление Правительства Астраханской области от 3 сентября 2014 г. N 352-П "О государственной программе "Информационное общество Астраханской области"

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Астраханской области от 24.03.2014 N 80-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области", распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области", в целях улучшения качества жизни населения Астраханской области путем повышения эффективности и информационной открытости государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Информационное общество Астраханской области".
ГАРАНТ:
Пункт 2 настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2015 года
2. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства Астраханской области от 09.09.2013 N 349-П "О государственной программе "Информатизация Астраханской области на 2014 - 2018 годы";
- постановление Правительства Астраханской области от 18.12.2013 N 526-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 09.09.2013 N 349-П";
ГАРАНТ:
Постановлением Правительства Астраханской области от 21 мая 2014 г. N 194-П настоящее постановление признано утратившим силу
- постановление Правительства Астраханской области от 21.05.2014 N 194-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 09.09.2013 N 349-П";
- постановление Правительства Астраханской области от 10.06.2014 N 218-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 09.09.2013 N 349-П";
- распоряжение Правительства Астраханской области от 27.06.2013 N 290-Пр "О концепции государственной программы "Информатизация Астраханской области на 2014 - 2018 годы".
3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 постановления, вступающего в силу с 01.01.2015.

Губернатор Астраханской области
А.А. Жилкин

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства Астраханской области от 5 марта 2015 г. N 70-П в настоящую Программу внесены изменения
См. текст Программы в предыдущей редакции
Государственная программа
"Информационное общество Астраханской области"
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 3 сентября 2014 г. N 352-П)

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 февраля 2016 г. N 30-П в паспорт настоящей Программы внесены изменения
См. текст паспорта в предыдущей редакции
Паспорт
государственной программы "Информационное общество Астраханской области"

Наименование государственной программы
-
государственная программа "Информационное общество Астраханской области" (далее - государственная программа)
Основание для разработки государственной программы
-
распоряжение Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области"
Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) государственной программы
-
министерство экономического развития Астраханской области
Государственный заказчик
-
министерство экономического развития Астраханской области
Исполнители государственной программы
-
министерство экономического развития Астраханской области;

-
министерство образования и науки Астраханской области;

-
министерство здравоохранения Астраханской области;

-
министерство культуры и туризма Астраханской области;

-
министерство социального развития и труда Астраханской области;

-
министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области;

-
абзац седьмой утратил силу
ГАРАНТ:
См. текст абзаца седьмого

-
министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области;

-
агентство по делам архивов Астраханской области;

-
абзаца десятый утратил силу
ГАРАНТ:
См. текст абзаца десятого

-
агентство по делам молодежи Астраханской области;

-
управление делами Губернатора Астраханской области (агентство Астраханской области);

-
служба по тарифам Астраханской области;

-
служба записи актов гражданского состояния Астраханской области;

-
служба по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения

-
министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области

-
служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области
Подпрограммы государственной программы (в том числе ведомственные целевые программы, входящие в состав государственной программы)
-
подпрограмма "Информатизация Астраханской области" (далее - подпрограмма);

-
ведомственная целевая программа "Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Астраханской области на базе автономного учреждения Астраханской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ведомственная целевая программа)
Цель государственной программы
-
улучшение качества жизни населения Астраханской области путем повышения эффективности и информационной открытости государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ)
Задачи государственной программы
-
повышение качества информационного обеспечения управления социально-экономическими процессами Астраханской области;

-
повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (далее - ИОГВ АО, ОМСУ МО АО), оптимизация межведомственного и межуровневого взаимодействия
Целевые индикаторы и показатели государственной программы
-
повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Астраханской области с 73 до 90%;

-
увеличение доли обращений граждан и организаций, поступивших в ИОГВ АО с использованием ИКТ, от общего количества обращений граждан и организаций с 35 до 55%
Срок и этапы реализации государственной программы
-
2015 - 2019 годы
Объемы бюджетных ассигнований и источники финансирования государственной программы (в том числе подпрограмм)
-
- общий объем финансирования программных мероприятий на 2015 - 2019 годы - 1182547,27 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Астраханской области (без учета субсидий, полученных из федерального бюджета) - 1160883,77 тыс. руб.:
2015 год - 150956,90 тыс. руб.;
2016 год - 111087,2 тыс. руб.;
2017 год - 114670,25 тыс. руб.;
2018 год - 380667,39 тыс. руб.;
2019 год - 403502,03 тыс. руб.;
за счет субсидии из федерального бюджета: 2015 год - 21663,5 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы

Практическими результатами реализации программных мероприятий должны стать:

-
увеличение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Астраханской области с 73 до 90%;

-
динамика развития единой мультисервисной телекоммуникационной сети к уровню 2013 года до 144%;

-
увеличение процента охвата услугами многофункционального центра (далее - МФЦ) населения с 52 до 98%
Система организации контроля за исполнением государственной программы
-
мониторинг реализации государственной программы и контроль эффективности использования бюджетных ассигнований осуществляются путем проведения ежеквартального и ежегодного анализа результатов реализации мероприятий на основании отчетов, представляемых государственным заказчиком и исполнителями основных мероприятий государственной программы

1. Общие положения, основание для разработки государственной программы

Государственная программа разработана на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Астраханской области от 24.03.2014 N 80-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области", распоряжения Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области".
Объект государственной программы - внедрение ИКТ с целью повышения эффективности и информационной открытости государственного управления, улучшения качества оказываемых населению государственных и муниципальных услуг.
Предмет регулирования - деятельность ИОГВ АО в сфере информатизации.
Направление действия государственной программы - совершенствование механизмов формирования в Астраханской области электронного правительства, взаимодействия ИОГВ АО, ОМСУ МО АО, населения и бизнеса, в том числе с использованием ИКТ.
Правовую основу государственной программы составляют:
- федеральные законы:
от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- указы Президента Российской Федерации:
от 17.03.2008 N 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена";
от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
- постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1376 "Об утверждении правил организации деятельности многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 N 729-р;
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 N Пр-212;
- Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1538-р;
- концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 2516-р;
- план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1555-р;
- сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р;
- концепция защиты информации в Южном федеральном округе, утвержденная 21.12.2007 на заседании совета по информационной безопасности и информатизации при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе;
- государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313;
- Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П.

2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы. Обоснование включения в состав государственной программы подпрограмм

В России активное внедрение электронного правительства началось в 2008 году. Электронное правительство определяет новый способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и бизнеса на основе широкого использования ИКТ. Данный процесс является необходимой составляющей построения информационного общества.
Приоритетными направлениями развития информационных технологий ИОГВ АО являются совершенствование ИКТ, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственных и муниципальных функций, обеспечение соответствия ИКТ требованиям открытости органов власти. Важным аспектом является повышение эффективности процессов создания и использования ИКТ, в том числе за счет поэтапного перехода к единой вычислительной и информационно-коммуникационной инфраструктуре.
В рамках указанных направлений ИОГВ АО и ОМСУ МО АО необходимо обеспечить сокращение регламентного времени предоставления услуг (выполнения функций), снижение финансовых и нефинансовых затрат заявителей, связанных с получением государственных и муниципальных услуг (получение услуг по месту пребывания или требования, сокращение числа визитов заявителя в ИОГВ АО и ОМСУ МО АО, количества предоставляемых документов, времени ожидания в очереди), а также увеличение количества мест и способов предоставления услуг.
Необходимо повысить доступность информационных систем и сервисов, обеспечивающих доступ граждан и субъектов бизнеса к полной и актуальной информации о деятельности ИОГВ АО и ОМСУ МО АО через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в том числе в форме открытых данных.
Указанные результаты могут быть достигнуты при реализации следующих мероприятий:
- переход на межведомственный электронный документооборот при предоставлении государственных и муниципальных услуг (выполнении функций), предполагающий сокращение объема бумажных документов, подлежащих подготовке, предоставлению и хранению, использование единых справочников, классификаторов и регистров;
- автоматизация внутриведомственных и межведомственных процессов и процедур предоставления государственных и муниципальных услуг (выполнения функций), обеспечивающая оперативность и удобство получения услуг;
- организация электронного взаимодействия ФОИВ, ИОГВ АО, ОМСУ МО АО с МФЦ;
- развитие информационных систем и сервисов, обеспечивающих доступ потребителей к информации о деятельности ИОГВ АО и ОМСУ МО АО через сеть "Интернет", за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
- унификация и стандартизация требований к официальным сайтам ИОГВ АО и ОМСУ МО АО с учетом норм федерального законодательства и международных стандартов общедоступности.
С целью формирования электронного правительства и развития информационного общества на территории Астраханской области реализована комплексная целевая программа "Информатизация Астраханской области на 2011 - 2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 16.09.2010 N 404-П, действует государственная программа "Информатизация Астраханской области на 2014 - 2018 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2013 N 349-П.
Исполнение мероприятий вышеуказанных программ позволило заложить платформу реализации проектов электронного правительства, расширить степень проникновения ИКТ в различные сферы деятельности. Предоставление государственных и муниципальных услуг является основополагающим элементом во взаимодействии государства, населения и бизнеса, влияющим не только на уровень жизни, но и на инвестиционную привлекательность региона. Услуги, оказываемые в Астраханской области, представлены на региональном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.astrobl.ru и федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.
На региональном портале автоматизированы процессы оказания 850 государственных и муниципальных услуг, электронные формы размещены на региональном портале. Типизированы процессы оказания 21 муниципальной услуги, они также автоматизированы и растиражированы на районы, поселения. Типизация муниципальных услуг позволила унифицировать регламенты предоставления услуг, оказываемых на территории различных муниципальных образований. Авторизация в региональном личном кабинете проводится с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), что позволяет обеспечить защиту данных пользователей и соответствует общефедеральным требованиям.
В 2013 году в Астраханской области оказано 2 275 756 государственных услуг, из которых в электронном виде предоставлено 686 792 услуги. Муниципальные услуги за этот период оказаны в количестве 76 861 услуги, в электронном виде - 10 420 услуг. Наиболее востребованными являются услуги в сфере социального обеспечения, здравоохранения и образования.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) оказание услуг в электронной форме предусматривает возможность использования универсальной электронной карты (далее - УЭК). В рамках реализации данного закона в Астраханской области функции уполномоченной организации субъекта по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК осуществляет ОАО "Социальные гарантии".
За время работы ОАО "Социальные гарантии" создана инфраструктура обслуживания УЭК, открыты и действуют пункты приема заявлений и выдачи УЭК, принято более 15 тысяч заявлений от граждан. В рамках проекта по внедрению и использованию УЭК 01.06.2014 открыт центр обслуживания населения по услугам жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), выпущены единые платежные документы за оказание услуг ЖКХ жителям п. Новоначаловского, началась претензионная работа с абонентами. Запущен в работу колл-центр по поддержке пользователей УЭК, транспортному приложению, проекту ЖКХ.
В рамках работы по транспортному приложению совместно с министерством промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области разрабатывается технология внедрения системы безналичного проезда на транспорте. Запущено в работу 25 транспортных средств, оснащенных специализированным оборудованием, проведены тестовые испытания работоспособности системы УЭК при работе с льготными категориями граждан.
В рейтинге готовности субъектов Российской Федерации к выдаче и использованию УЭК Астраханская область входит в десятку лидеров.
В целях реализации Федерального закона N 210-ФЗ в регионе создана система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). СМЭВ развернута на 200 ИОГВ АО и ОМСУ МО АО, 34 организации, участвующие в оказании услуг. Внедрение данной системы позволило значительно сократить перечни документов, предоставляемых заявителем для получения государственных и муниципальных услуг. 51 тип сведений, находящихся в ведении ФОИВ, и 18 типов сведений, находящихся в ведении ИОГВ АО и ОМСУ МО АО, передаются между соответствующими ведомствами без участия заявителя в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.
В рейтинге активности осуществления запросов к сведениям, находящимся в распоряжении ФОИВ, при предоставлении государственных и муниципальных услуг Астраханская область по итогам 2013 года входила в десятку наиболее активных регионов среди субъектов Российской Федерации и сохраняет свои позиции в 2014 году.
Отдельным сегментом СМЭВ является Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), предназначенная для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг. ГИС ГМП представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учет и передачу информации между ее участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, МФЦ. Взаимодействие участников с ГИС ГМП производится через платформу межведомственного электронного взаимодействия. ГИС ГМП позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по принципу "единого окна".
В рейтинге субъектов Российской Федерации по фактическому взаимодействию с ГИС ГМП Астраханская область входит в категорию наиболее активных участников.
В целях эффективного диалога государства и общества действует интернет-приёмная ИОГВ АО, технические характеристики которой соответствуют техническим требованиям интернет-приемной Президента Российской Федерации. По результатам первого полугодия 2014 года через региональную интернет-приемную поступило 731 обращение.
В качестве альтернативного способа взаимодействия общества и государства разработана и внедрена информационная система "Народный контроль", позволяющая жителям области направлять свои предложения с использованием сайта, интерактивной карты. "Народный контроль" дает возможность населению непосредственно влиять на работу региональных и муниципальных учреждений, сообщая об имеющихся проблемах и предложениях по их решению. За 3 месяца работы в системе зарегистрировано более 340 пользователей, размещено 127 предложений, из которых 17 получили решение.
Неотъемлемым атрибутом эффективного государственного управления является его открытость. Определен перечень общедоступной информации о деятельности ИОГВ АО и ОМСУ МО АО, подлежащий размещению в сети "Интернет" в форме открытых данных. Это различные сведения: от мест расположения лодочных станций на территории региона до информации о результатах борьбы с организованной преступностью. По результатам первого полугодия 2014 года ИОГВ АО размещено более 80 наборов данных.
Общедоступной является информация о выполнении Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ). На своих официальных сайтах и на портале ИОГВ АО в соответствующем разделе размещают промежуточные сведения по достижению показателей, установленных данными указами.
Результаты работы по повышению информационной открытости ИОГВ АО нашли отражение в проведенных исследованиях. В 2014 году портал ИОГВ АО вошел в пятерку лучших среди официальных ресурсов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. По критерию "Информационная доступность официальных сайтов органов власти" астраханский интернет-ресурс занял 5-е место (2013 год - 7-е место, 2012 год - 23-е место) среди 83 порталов участников.
Реализуется отраслевая информатизация Астраханской области прежде всего в сферах социальной направленности таких, как образование, здравоохранение, культура, социальная защита населения.
Реализация проекта по информатизации системы общего образования обеспечила внедрение в образовательный процесс образовательных организаций Астраханской области новых технологий, обеспечивающих достижение качества образования, соответствующего современным требованиям и способствующего эффективному профессиональному росту учащихся и студентов.
Все общеобразовательные организации Астраханской области имеют высокоскоростной доступ к сети "Интернет", функционирует единая образовательная локальная сеть Астраханской области. Кроме того, реализуется интернет-проект "Дневник.ру", участниками которого является более 164 тыс. человек.
Переведены в электронный вид 7 услуг в сфере образования, в том числе по лицензированию образовательной деятельности. В 2013 году комплектование дошкольных образовательных организаций г. Астрахани впервые реализовано с использованием системы электронной очереди, которая за счет исключения дублирующих записей сократилась по отношению к бумажным документам на 18%. Сформированная система позволила обеспечить прозрачность всего процесса зачисления ребенка в дошкольную образовательную организацию.
Внедрение комплексных информационных систем в здравоохранение Астраханской области позволило вывести на новый уровень качество оказания медицинской помощи - организовать управление медицинским учреждением на более высоком технологическом уровне, улучшить доступ к медико-санитарной помощи, особенно в отдаленных районах, эффективно распространять информацию среди пациентов.
К сервису "Запись на прием к врачу в электронном виде" подключено 45 государственных учреждений здравоохранения Астраханской области, в системе ведется расписание более 1200 врачей. Через портал осуществляется более 1 тысячи записей в день. Создан регистр медицинских и фармацевтических кадров Астраханской области - сегмент единого федерального регистра Министерства здравоохранения Российской Федерации, содержащий информацию о квалификации медицинских работников. Информационная система льготного лекарственного обеспечения используется от момента сбора заявок на приобретение лекарственных средств и до отпуска лекарственного средства в аптечном учреждении, включая весь необходимый учет и ведение регистров граждан льготных категорий, зарегистрированных в системе в количестве более 100 тыс. человек.
Автоматизировано более 4000 рабочих мест медицинских работников, проведено их подключение к региональному информационному ресурсу. По результатам первого полугодия 2014 года в 30 государственных учреждениях здравоохранения Астраханской области ведутся электронные медицинские карты более чем на 930 тыс. человек.
В сфере социальной поддержки населения Астраханской области используется ведомственная автоматизированная информационная система "Адресная социальная помощь", благодаря которой стали доступны в электронном виде востребованные услуги социальной направленности. За 5 месяцев 2014 года оказано в электронном виде более 2500 социальных услуг (назначение государственной социальной помощи, назначение и выплата денежных компенсаций отдельным категориям граждан, прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей).
В целях формирования реестра жилищного фонда Астраханской области для эффективной работы в сфере ЖКХ создана информационная система "Жилищно-коммунальное хозяйство". В систему занесена информация по 8100 многоквартирным домам, обучено более 100 пользователей. Информация из системы доступна ИОГВ АО, ОМСУ МО АО.
В соответствии с Указом уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году должен достичь 90%.
Доступность услуг для населения представляется важным фактором, влияющим на удовлетворенность граждан качеством их оказания. Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является не единственным способом их удаленного получения. Доступность услуг для населения повышается и за счет развития сети МФЦ в регионе. Указом предусмотрено достижение показателя доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, к 2015 году на уровне 90%.
По состоянию на 01.06.2014 на территории Астраханской области функционирует автономное учреждение Астраханской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - АУ АО "МФЦ") и 8 его филиалов с общим количеством окон - 94, а также 29 территориально обособленных структурных подразделений АУ АО "МФЦ" (далее - ТОСП МФЦ) с 31 окном приема граждан. Охват населения, обеспеченного доступом к получению услуг по принципу "одного окна", составляет 52%.
В рамках заключенных соглашений о взаимодействии с различными ведомствами федерального, регионального и муниципального уровней (26 соглашений) на базе АУ АО "МФЦ" предоставляется 149 государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", из них:
- 40 федеральных услуг (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная миграционная служба, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба судебных приставов и т.д.);
- 39 региональных услуг (служба записи актов гражданского состояния Астраханской области, министерства и агентства Астраханской области);
- 70 муниципальных услуг (администрации муниципальных образований Астраханской области).
До конца 2014 года запланировано открытие еще 5 филиалов АУ АО "МФЦ" в Камызякском, Енотаевском районах Астраханской области, ЗАТО Знаменск, Ленинском и Советском районах г. Астрахани, а также 21 дополнительное ТОСП МФЦ в Володарском, Ахтубинском и Красноярском районах Астраханской области.
К 2015 году на территории Астраханской области будут функционировать 18 филиалов АУ АО "МФЦ" и 125 ТОСП МФЦ, что позволит достичь показателя доступности граждан к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" через МФЦ более 90%.
Реализация комплекса мероприятий по развитию сети МФЦ в Астраханской области, а также расширению перечня услуг, оказываемых на базе АУ АО "МФЦ", позволит повысить доступность граждан к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" через МФЦ, а также увеличить степень удовлетворенности населения и бизнеса качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.
Осуществление мероприятий по формированию информационного общества в Астраханской области, включая внедрение электронного правительства на территории региона, позволило сформировать основы ведомственной, региональной и муниципальной инфраструктуры электронного взаимодействия, а также основы нормативного правового обеспечения использования информационных технологий в деятельности ИОГВ АО и ОМСУ МО АО (организаций), предоставляющих услуги.
Одновременно практика выполнения мероприятий по формированию электронного правительства выявила ряд проблем, которые снижают эффективность деятельности по переходу на предоставление услуг в электронном виде: размещенные на Едином портале услуги практически не могут быть обнаружены через внешние поисковые системы по ключевым словам, не налажено в полной мере информирование заявителей о текущем статусе предоставления услуг.
Значительное число востребованных услуг, предоставляемых на федеральном уровне, отсутствует на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и доступно в электронной форме только через официальные сайты ИОГВ АО и ОМСУ МО АО (организаций), предоставляющих услуги, или через специализированных операторов, в том числе за плату. При этом такие сайты часто не интегрированы с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций) и ЕСИА. Аналогично обстоят дела с услугами, предоставляемыми на региональном и муниципальном уровнях. Указанные обстоятельства требуют от граждан многократных регистраций и предоставления одних и тех же персональных данных различным операторам информационных систем.
При переходе на предоставление услуг в электронном виде так же, как и при организации межведомственного взаимодействия не проводится оптимизация административных процедур, что не позволяет реализовать преимущества автоматизации. Расходы ИОГВ АО и ОМСУ МО АО (организаций), предоставляющих услуги, на взаимодействие с заявителями, несмотря на значительные бюджетные расходы на ИКТ, не сокращаются.
Не созданы удобные и доступные механизмы перевода документов из бумажной формы в электронную, а правовая база предоставления услуг в ряде случаев не предусматривает электронной формы взаимодействия. Использование электронной формы получения услуг в редких случаях уменьшает для заявителя число посещений ИОГВ АО и ОМСУ МО АО (организаций), предоставляющих услуги, или устраняет необходимость подачи бумажных документов.
Аудит текущего состояния инфраструктуры электронного взаимодействия демонстрирует ряд технических и организационных недостатков, ограничивающих развитие электронного правительства, так как она создавалась последовательно, по мере возникновения новых задач, без проектирования технической архитектуры, стандартизации внешних интерфейсов, должного документирования информационных систем и порядка их эксплуатации. Сформированная инфраструктура электронного взаимодействия недостаточно управляема и имеет ограничения по развитию. При этом в силу принятых проектных и организационных решений рост числа пользователей инфраструктуры электронного взаимодействия и нагрузки на нее ведет к ее неоправданному усложнению, повышенной нагрузке на ее элементы, к росту издержек на поддержку и развитие, снижает надежность функционирования.
Проблемы, препятствующие росту эффективности использования ИКТ для повышения качества жизни, развития экономической, социальной, культурной сфер жизни области, совершенствования системы государственного управления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных ИОГВ АО. Их устранение требует скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий.
Актуальность и целесообразность использования программно-целевого метода заключается в обеспечении прозрачности и системного решения задач, направленных на формирование информационного общества, а также взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и предусматриваемыми результатами их использования.

3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы

В государственной программе сформулированы основные приоритеты и направления деятельности ИОГВ АО в сфере информатизации с целью повышения эффективности и информационной открытости государственного управления, улучшения качества оказываемых населению государственных и муниципальных услуг с учетом Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, в том числе:
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с ИОГВ АО, а также качества предоставления государственных услуг;
- организация перевода государственных и муниципальных услуг, предоставляемых организациям и гражданам, в электронный вид;
- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- увеличение доступности государственных услуг, в том числе получение наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием сети "Интернет";
- дальнейшая информатизация учреждений культуры - подключение к сети "Интернет";
- оцифровка и размещение в сети "Интернет" фондов библиотек и музеев.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели государственной программы, перечень подпрограмм

Целью государственной программы является улучшение качества жизни населения Астраханской области путем повышения эффективности и информационной открытости государственного управления на основе использования ИКТ.
Достижение указанной цели будет осуществляться путем решения следующих задач:
- повышение качества информационного обеспечения управления социально-экономическими процессами Астраханской области;
- повышение эффективности деятельности ИОГВ АО и ОМСУ МО АО, оптимизация межведомственного и межуровневого взаимодействия.

 

5. Срок (этапы) реализации государственной программы

Государственная программа рассчитана на 2015 - 2019 годы. Этапы государственной программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.

6. Перечень мероприятий (направлений) государственной программы и мер государственного регулирования

Государственная программа содержит конкретные цели, задачи и мероприятия, согласованные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые представлены в приложении к государственной программе.
Ключевыми мероприятиями государственной программы являются:
- развитие системы порталов и сайтов ИОГВ АО, ОМСУ МО АО;
- внедрение информационных систем открытого правительства;
- совершенствование процедур оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- предоставление государственных услуг на базе МФЦ по принципу "одного окна";
- развитие системы электронного документооборота ИОГВ АО, подведомственных учреждений и организаций;
- внедрение систем проектного управления;
- повышение уровня компетентности государственных служащих Астраханской области и граждан по использованию современных ИКТ;
- развитие и поддержка центров обработки данных и телекоммуникационных узлов Правительства Астраханской области;
- обеспечение легитимности электронных документов;
- формирование типовых элементов инфраструктуры электронного правительства Астраханской области;
- развитие единой мультисервисной телекоммуникационной сети Правительства Астраханской области;
- обеспечение информационной безопасности и защиты информации в работе ИОГВ АО;
- модернизация и развитие сетевой инфраструктуры министерства здравоохранения Астраханской области и учреждений министерства здравоохранения Астраханской области;
- создание единого телекоммуникационного пространства сферы образования;
- использование ИКТ в сфере социальной поддержки;
- обеспечение максимальной доступности для граждан культурных благ;
- формирование кадрового потенциала в сфере ИКТ.
Государственное регулирование мероприятий государственной программы осуществляется в рамках исполнения следующих нормативных правовых актов:
- постановление Правительства Астраханской области от 02.07.2009 N 347-П "О комиссии по развитию информационно-коммуникационных технологий и информационной безопасности на территории Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 15.12.2011 N 565-П "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 30.12.2011 N 657-П "О Порядке предоставления и получения документов и информации путем межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 05.04.2012 N 125-П "О порядке формирования и ведения регионального реестра государственных услуг (функций) Астраханской области и регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 18.07.2012 N 315-П "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, осуществляемых исполнительными органами государственной власти Астраханской области";
- распоряжение Правительства Астраханской области от 22.05.2010 N 204-Пр "О плане перехода на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде";
- распоряжение Правительства Астраханской области от 14.09.2012 N 450-Пр "О реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N 1123-р";
- распоряжение Правительства Астраханской области от 10.04.2014 N 134-Пр "О мерах по достижению показателей, установленных подпунктами "в" и "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601";
- распоряжение Правительства Астраханской области от 10.04.2014 N 138-Пр "О размещении общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных";
- распоряжение Правительства Астраханской области от 17.04.2014 N 158-Пр "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 февраля 2016 г. N 30-П-П раздел 7 настоящей Программы изложен в новой редакции
См. текст раздела в предыдущей редакции
7. Ресурсное обеспечение государственной программы

Реализацию мероприятий государственной программы планируется осуществлять за счет средств бюджета Астраханской области, а также за счет средств межбюджетного трансферта из федерального бюджета, полученного в соответствии с Правилами распределения и предоставления в 2014 - 2015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2014 N 36.

 

Перечень мероприятий и объемы финансирования за счет средств бюджета Астраханской области подлежат уточнению исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период с корректировкой программных мероприятий, результатов их реализации и оценки эффективности.

8. Механизм реализации государственной программы

Механизм реализации государственной программы определяется государственным заказчиком - координатором государственной программы - министерством экономического развития Астраханской области (далее - государственный заказчик).
Государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели государственной программы, затраты по мероприятиям государственной программы, механизм реализации и состав исполнителей государственной программы.
Механизм формирования мероприятий государственной программы определяется государственным заказчиком и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Государственным заказчиком в государственную программу включены предложения ИОГВ АО, а также заинтересованных организаций. Критерии оценки и отбора проектов, предполагаемых к реализации в рамках мероприятий государственной программы, характеризуют в первую очередь их социальную значимость и перспективность.
Неотъемлемым элементом механизма реализации государственной программы является ее мониторинг, осуществляемый с помощью ежеквартального и ежегодного анализа результатов реализации мероприятий государственной программы.
Реализация государственной программы будет осуществляться на основе государственных контрактов в рамках закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключаемых в установленном законодательством порядке.

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 февраля 2016 г. N 30-П в раздел 9 настоящей Программы внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
9. Организация управления государственной программой и мониторинг ее реализации, механизм взаимодействия государственных заказчиков и контроль за ходом ее реализации

Разработчиком и государственным заказчиком государственной программы является министерство экономического развития Астраханской области, которое:
- осуществляет методологическое и организационное взаимодействие между участниками государственной программы;
- обеспечивает координацию действий исполнителей программных мероприятий, исключая дублирование их действий;
- обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию государственной программы;
- обеспечивает контроль полного, своевременного и качественного выполнения мероприятий;
- осуществляет оперативный мониторинг реализации государственной программы;
- подготавливает проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения государственной программы;
- проводит ежегодный анализ результатов реализации государственной программы;
- с учетом выделяемых на реализацию государственной программы финансовых средств ежегодно уточняет ее целевые индикаторы и показатели, затраты на программные мероприятия, механизм ее реализации и состав исполнителей;
- формирует ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о ходе реализации государственной программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме.
Ежегодный отчет представляется государственным заказчиком государственной программы до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Государственный заказчик государственной программы несет ответственность за ее реализацию, непосредственные и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение государственной программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией государственной программы.
Исполнители программных мероприятий осуществляют подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий государственной программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Ежегодный отчет представляется государственному заказчику государственной программы до 20 января года, следующего за отчетным периодом.
Исполнителями программных мероприятий являются:
- администрация Губернатора Астраханской области;
- министерство образования и науки Астраханской области;
- министерство здравоохранения Астраханской области;
- министерство культуры и туризма Астраханской области;
- министерство социального развития и труда Астраханской области;
- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области;
- абзац двадцать первый утратил силу
Информация об изменениях:
См. текст абзаца двадцать первого раздела 9
- министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области;
абзац двадцать третий утратил силу
Информация об изменениях:
См. текст абзаца двадцать третьего раздела 9
- агентство по занятости населения Астраханской области;
- агентство по делам молодежи Астраханской области;
- управление делами Губернатора Астраханской области;
- служба по тарифам Астраханской области;
- служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области;
- служба записи актов гражданского состояния Астраханской области;
- служба по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
Мероприятия, предполагающие развитие телекоммуникационной структуры и создание информационных систем на муниципальном уровне, реализуются совместно с ОМСУ МО АО.
Контроль за исполнением государственной программы осуществляет министерство экономического развития Астраханской области.
Руководитель министерства экономического развития Астраханской области несет персональную ответственность за реализацию государственной программы.

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства Астраханской области от 25 ноября 2015 г. N 583-П в раздел 10 настоящей Программы внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
10. Оценка эффективности (экономическая, социальная) реализации государственной программы

Реализация государственной программы позволит улучшить качество жизни населения Астраханской области путем повышения эффективности и информационной открытости государственного управления на основе использования ИКТ, в том числе:
- повысить качество информационного обеспечения управления социально-экономическими процессами Астраханской области;
- увеличить эффективность деятельности ИОГВ АО и ОМСУ МО АО, оптимизировать межведомственное и межуровневое взаимодействия.
Создание условий для комплексной информатизации сферы образования обеспечит эффективное использование в ходе обучения электронных образовательных ресурсов и телекоммуникационных технологий, что облегчит получение образования детьми с ограниченными возможностями, обеспечит доступность качественного образования для разных слоев населения, повысит эффективность преподавания.
В сфере здравоохранения реализация государственной программы будет способствовать повышению качества диагностики, лечения и реабилитации и, как следствие, увеличению доли активного трудоспособного населения и росту продолжительности жизни. Ведение электронной медицинской карты позволит оперативно обмениваться информацией между специалистами разных государственных учреждений здравоохранения Астраханской области, упростит и облегчит их посещение гражданами и лечение в них. Со стороны администрации государственных учреждений здравоохранения Астраханской области повысится контроль за соблюдением медицинских стандартов, доступность высокотехнологичной медицинской помощи.
В сфере социальной защиты населения внедрение ИКТ увеличит скорость и эффективность поддержки социально незащищенных групп населения и лиц с ограниченными физическими возможностями, в результате чего возрастет уровень доверия граждан к деятельности ИОГВ АО социальной сферы.
Осуществление перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также их предоставление на базе АУ АО "МФЦ" позволит повысить доступность для населения и бизнес-сообществ оказываемых ФОИВ, ИОГВ АО, ОМСУ МО АО услуг.
Эффекты, возникающие при использовании информационных технологий в различных сферах деятельности, в конечном итоге повлияют на повышение качества жизни населения Астраханской области.
Планируемые показатели результативности и эффективности реализации государственной программы приведены в таблице 3.
Для оценки эффективности реализации государственной программы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение подпрограммных мероприятий. Значения целевых индикаторов зависят от утвержденных в бюджете Астраханской области на текущий год объемов финансирования.
Социально-экономическая эффективность государственной программы будет рассчитана исходя из количественной оценки показателей затрат и целевых показателей результативности государственной программы как соотношение достигнутых и планируемых результатов.
Результатами реализации государственной программы станет разработка мер и мероприятий, направленных на совершенствование механизмов формирования в Астраханской области электронного правительства, взаимодействия ИОГВ АО, ОМСУ МО АО, населения и бизнеса, в том числе с использованием ИКТ.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить получение следующих результатов:
- увеличение количества наборов открытых данных, предоставляемых ИОГВ АО в машиночитаемом виде, пригодном для повторного использования и загрузки в собственные базы пользователей открытых данных с 10 до 145;
- увеличение доли услуг, оказанных ИОГВ АО в электронном виде, с 20 до 73%;
- увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, от общей численности с 30 до 70%;
- увеличение доли автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) в ИОГВ АО, использующих типовые элементы инфраструктуры электронного правительства, с 30 до 85%;
- увеличение доли оцифрованных социальных паспортов с 80 до 100%;
- развитие сервисов на основе ИКТ в сферах культуры, образования и здравоохранения.
Достижение цели и решение задач государственной программы также является важным условием обеспечения устойчивого развития экономики Астраханской области.

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Развитие ИКТ является важным фактором модернизации общества, влияя не только на экономические показатели, но и на образ жизни людей, что характеризует значимость развития ИКТ для экономики и жизни населения.
К барьерам, сдерживающим проникновение ИКТ в деятельность ИОГВ АО, бизнеса и граждан, относятся несовместимость данных, содержащихся в различных системах, несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере ИКТ, недостаточный уровень компьютерной грамотности населения, а также низкий уровень доступности сети "Интернет" в муниципальных образованиях, удаленных от административного центра региона.
Формирование в Астраханской области электронного правительства в 2015 - 2019 годах будет сосредоточено на следующих основных направлениях:
- развитие механизмов обеспечения интерактивного открытого диалога между ИОГВ АО, ОМСУ МО АО, гражданами, бизнесом;
- создание информационной среды для предоставления качественных государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений, создание электронных сервисов для населения и бизнеса;
- повышение эффективности системы государственного управления на основе внедрения ИКТ;
- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры ИОГВ АО и систем информационной безопасности;
- повышение уровня информатизации в отраслях социального развития Астраханской области.

2. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы

Целью подпрограммы является повышение качества информационного обеспечения управления социально-экономическими процессами Астраханской области.
Достижение указанной цели будет осуществляться путем решения следующих задач:
- развитие механизмов обеспечения интерактивного открытого диалога между ИОГВ АО, ОМСУ МО АО, гражданами, бизнесом;
- создание информационной среды для предоставления качественных государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений, создание электронных сервисов для населения и бизнеса;
- повышение эффективности системы государственного управления на основе внедрения ИКТ;
- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры ИОГВ АО и систем информационной безопасности;
- повышение уровня информатизации в отраслях социального развития Астраханской области.
Реализация мероприятий подпрограммы по указанным выше направлениям позволит повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, простимулирует реализацию юридически значимых действий в электронном виде, сократит транзакционные издержки в экономике за счет регламентации и стандартизации процессов и внедрения ИКТ.

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 февраля 2016 г. N 30-П раздел 3 настоящей подпрограммы изложен в новой редакции
См. текст раздела в предыдущей редакции.